Витражные игрушки - немного о создателе техники

Витражные игрушки - немного о создателе техники

01.12.2019

Классикой витражного искусства является техника Тиффани. Это особый метод скрепления и окраски стеклышек, созданный Луисом Комфортом Тиффани. Сие чадо известного экспериментатора 19-го века производит неизгладимое впечатление на ценителей истинной красоты. Под впечатлением от красоты витражей 12-го века Тиффани начал свои попытки создания чего-то такого же красивого и элегантного. Его просто заворожил неземной свет витражных стекол. Садовод по натуре и ювелир по профессии, Луис Тиффани старался передать всю нежность цветущей яблони и всю терпкость запаха распустившейся сирени в элегантном сочетании цветов и форм. О его творческом пути часто отзываются, как о «крестовом походе за новой эстетикой». Можно отметить только одно – крестовый поход удался, автор достиг своей вершины.



А теперь немного о самой специфике изготовления витража, чем же он так отличается от остальных? Тиффани производится путем соединения прозрачных кусочков стекла металлическими перегородками. В отличие от обычной техники, стекло не складывается частичками в рисунок путем подбора форм и цветов. Картина формируется бесцветной, а уже потом окрашивается специальными красками с обжигом. Такая хитрость позволяет изделию не терять своего первозданного вида под действием времени.


 
Мастер предъявил миру свое детище ближе к концу 19-го столетия. Богатство и насыщенность цвета просто поражали воображение, а индивидуальные нотки каждого оттенка порождали сказочные пейзажи. Словно на палитре художника, в каждом уголке витража создавался новый вариант краски. Новейшая технология позволяла мастерам полностью раскрыть свой талант, ведь колкая точность линий и углов была в прошлом. На рисунках появились текучие лекальные линии вместо строгих геометрических форм, что для дизайна тех времен было просто открытием.



Изящность и тонкость рисунка покоряли даже самых требовательных. Искусство витража стало сродни росписи стекол. Неудивительно, что этот стиль в скором времени распространился не только по Европе, но и перекинулся на остальные части света.



В создании витражей такого типа не используется направляющий профиль. Изначально кусочкам стекла, словно пазлам, придается определенная форма. Далее все части головоломки обтягиваются по краям фольгой. Изначально такая технология предназначалась для обработки абажуров. За неимением фольги можно использовать медную ленту. После кусочки складываются в одно целое. Формируется рисунок или композиция в полноценное изображение при помощи оловянного припоя. Дабы не портить красоту изделия, стыки скрываются под слоем медной либо черной патины. По достижении нужного результата произведение компонуют в профиль, который придает ему прочность.


Благодаря нововведению Луиса Тиффани, стало возможным прорисовывать даже мельчайшие детали для достижения лучшего эффекта. Соответственно, теперь даже самые маленькие изделия вполне реально украсить витражом. Ручные часики, серьги, миниатюрные замочки и многое другое может быть отделано витражным стеклом. Для окрашивания столь миниатюрных изделий мастера используют специальную краску. В момент обжига она прочно вплавляется в стекло.


Неоднородная линия пайки витражных изделий придает им большую пластичность и выразительность. В этом и вся прелесть. Сразу видно ручную работу, будто команда крохотных мастеров выковывала каждый кусочек этого застывшего огня на миниатюрной кузне – столько мелких элементов присутствует в каждом рисунке. Применение фольги для обрамления каждого звена помогает скреплять их между собой под различными углами.


Техника Тиффани позволяет также формировать и объемные рисунки. Все благодаря вогнутому или выпуклому стеклу. А применение акрилового стекла дает возможность украшать витражом даже подвесные потолки за счет его легкой структуры. Большинству изделий, выполненных в технике Тиффани, характерна особая непрозрачность, так называемый опалесцирующий эффект. Его получают путем добавления в сырье замутняющих веществ. В частности,  это олово или жженая кость. Вся прелесть такого замутнения заключается в том, что стекло не только пропускает свет, но еще и преломляет его. В зависимости от концентрации замутняющих веществ можно судить о степени преломления лучей света. А если сказать простыми словами, то свойство сие чарующее.